Из-за жары, наступающей на Новосибирскую область, ежегодная акции «Вода – безопасная территория» стартовала раньше на целую неделю. По местам неорганизованного отдыха на акваториях региона начались усиленные межведомственные проверки. В одном из таких рейдов на котловане Юго-Западного жилмассива побывала наша съемочная группа.
Вроде и вода с виду чистая, и берега пологие, но все это только кажется, говорят эксперты. Дно бывшего карьера водолазами не исследовано, а химический состав воды полезным для здоровья не назовешь.
Дарья Пешкова, заместитель главы администрации Ленинского района: «Здесь ливневые воды и купание запрещено. Сколько бы тесты не брали, пробы воды не соответствуют нормам».
Получается, что отдыхать на песке, загорать или готовить мясо на мангале здесь же в специальной зоне никто не запрещает, а в воду заходить уже нельзя. Люди к такому несоответствию относятся по-разному.
«Раз здесь запрещено купаться – да, стоят знаки, показано, что нельзя, спасатели здесь, – значит нельзя. Все, выполняем требования».
«Мы 30 лет здесь купаемся. Всю жизнь. Наши мамы здесь купались. Ну, вода… Мы не ныряем, не глотаем ее. У кромки… Все всегда говорили, что вода грязная, что здесь нельзя. Но как видите…»
«Не хватает им зарплаты, чтобы куда-то поехать, хорошенько отдохнуть. Вот так».
Вот и отдыхают здесь, на котловане Юго-Западного жилмассива. Приходят семьями и просто с детьми, которым тут настоящее раздолье. Вот только при таком скоплении отдыхающих уследить за своими чадами бывает непросто. Об этом нам ежегодно напоминает статистика трагических случаев на воде. На что обратили внимание участники рейда, большинство взрослых смотрят только за своими детьми.
Эдуард Куразян, сопредседатель Совета отцов при губернаторе Новосибирской области: «Мы устали говорить о том, что чужих детей не бывает. На самом деле – чужих детей не бывает. Поэтому, конечно, надо заботиться обо всех детях. Раньше был какой-то коллективный разум в советское время. Тоже плавали, и речки, и в деревнях и везде. Согласитесь, многие помнят, как было. Не важно было чей ребенок. Все равно человек бы подошел, сделал бы замечание, отдернул бы. Сейчас, к сожалению, мы немножко, наверное, поостыли».
Может еще и поэтому, дети в Новосибирской области тонут с пугающей регулярностью. Однако, большинство жертв все-таки люди взрослые, но не всегда разумные. По статистике 90% погибших на воде были в состоянии опьянения.
Юрий Карпов, начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Новосибирской области: «По сравнению с прошлым годом купальный сезон у нас в этом году проходит более стабильно. Количество погибших на водных объектах снижено. Если брать начало купального сезона, то у нас на этот год подтвержденных уже на сегодняшний день 13 случаев гибели людей на водных объектах против 48 прошлого года. При этом у нас есть случаи на водных объектах, когда гибель людей при утоплении не подтверждена, но тела были обнаружены в воде».
На этом месте отдыха, как и на многих других, и разрешенных, и не разрешенных, дежурят матросы-спасатели. Вот только прав у них маловато – могут только наблюдать за различными нарушениями, а после спасать тех, кто не рассчитал свои силы. Как же убедить людей не купаться там, где это запрещено? Специалисты кивают на европейские страны, в которых штрафы за подобные выходки настолько велики, что желание поплавать в запрещенных водах проходит само собой. Как видим, тысяча рублей штрафа никого не пугает.